Битва при Марафоне ~ Istorium — об истории интересно!

Beobern
7 min readNov 1, 2019

--

В сентябре 2020 г. исполнится 2510 лет с того дня, как на Марафонской равнине афинские гоплиты, вместе с платейцами, разгромили вторгшуюся в Грецию персидскую армию. Этому событию посвящено громадное количество литературы, но, тем не менее, существует ряд вопросов, без ответов на которые невозможно представить полную картину боя. До сих пор не известно, почему греки атаковали персов до подхода спартанского подкрепления, что побудило Мильтиада ослабить центр греческого построения, длятся споры по поводу участия в сражении персидской конницы.

Предыстория битвы

Карта греко-персидских войск

В середине VI в. до н.э. на территории нынешнего Ирана возникла могущественная Персидская держава. Её правители расширяли границы государства во всех направлениях. Довольно быстро Персия поглотила Мидию, Вавилон, Лидию, Египет, установила контроль над греческими колониями в Ионии (Малая Азия). Грекам персы предоставили широкую политическую и экономическую автономию, следя лишь за своевременным сбором налогов. Но даже малейшая форма контроля не устраивала свободолюбивых греков. В 499 г. до н.э. ионийские греки подняли восстание, центром которого стал город Милет. Помощь ионийцам оказали Афины и Эретрия. Объединенная греческая армия в 498 г. до н.э. захватила Сарды — столицу лидийской сатрапии персов и сожгла город дотла. Однако это был чуть ли не единственный успех греков. В следующем году ионийцы потерпели ряд поражений, но окончательно их сопротивление было сломлено только к лету 493 г. до н.э.

После этих событий царь Дарий решил показательно отомстить всем союзникам ионийцев. Была собрана многочисленная армия, для перевозки которой по морю, по словам Геродота, потребовалось 600 триер. Командовать армией Дарий назначил двух полководцев — мидянина Датиса и своего внучатого племянника Артаферна. Первоначально персы высадились на Эвбее и при помощи предательства захватили Эретрию, после чего, в отместку за Сарды, город был разрушен, а все жители обращены в рабство. Следующей целью персов стали Афины.

Персы высадились возле города Марафон, к югу от Афин. Широкая марафонская долина была удобной для действий персидской конницы. Место для высадки порекомендовал бывший тиран Афин Гиппий, находившийся в персидском войске и рассчитывавший с их помощью вернуть себе власть в Афинах.

Узнав о высадке персов, афиняне отправили гонца в Спарту с просьбой о помощи. Согласно традиционной версии событий, в основе которой лежит рассказ Геродота, спартанцы отказались незамедлительно выступить в поход, т.к. согласно религиозным традициям нельзя было вести военные действия в первой половине месяца. Однако уже в древности Плутарх ставил под сомнение эти сведения Геродота, указывая, что спартанцы неоднократно участвовали в походах в первой половине месяца. Спартанцы в это время участвовали в карательной операции против мессенцев, что послужило причиной задержки их помощи афинянам.

Узнав, что лакедемоняне не могут сразу выступить в поход, афиняне на народном собрании приняли решение выступить против персов самостоятельно. Афинская армия состояла преимущественно из тяжеловооруженных воинов — гоплитов, которыми могли являться только полноправные граждане в возрасте до 50 лет. Полная мобилизация мужского населения была возможна только в случае непосредственной угрозы Афинам. Именно такая опасность возникла в сентябре 490 г. до н.э. Численность всего боеспособного населения колебалась в пределах 9 тысяч человек. Афиняне посчитали это количество недостаточным для победы над персами, и по инициативе Мильтиада даже освободили рабов изъявивших желание сражаться за свободу Афин.

Ход марафонской битвы

Выйдя к Марафонской равнине, афиняне разбили лагерь возле святилища Геракла. Справа позиция греков упиралась в море, а слева была прикрыта горами. Здесь к афинянам присоединилась помощь из города Платеи под командованием Аримнест. Число платейцев традиционно оценивают примерно в 1000 гоплитов. Это количество приводится у Юстина и Корнелия Непота, однако современные ученые считают, что численность платейцев не превышала 600 человек.

Несколько дней войска стояли друг против друга, не ведя при этом активных действий. Афиняне не спешили, понимая, что время работает на них, приближая спартанскую помощь. Что касается персидских военачальников, то они, вероятно, стремились выманить греков на центральную, более широкую часть равнины, где в полной мере могли бы использовать свое подавляющее превосходство в коннице.

К этому времени Геродот относит возникшие споры между афинскими стратегами. Часть стратегов не желала вступать в открытый бой с персами, в то время как другая во главе с Мильтиадом настаивала на немедленном сражении. Известно, что на стороне Мильтиада выступил стратег Аристид, и считая точку зрения Мильтиада единственно правильной уступил ему командование в свой день. Его примеру последовали и остальные стратеги — сторонники полевого сражения. При полном равенстве голосов все решило мнение стратега-полемарха Каллимаха, который также высказался за битву.

Согласно Геродоту, противостояние войск продолжалось несколько дней, пока не пришла очередь командования Мильтиада.

Особо следует остановиться на участии в сражении персидской конницы. Геродот указывает, что персы перед походом специально переоборудовали часть кораблей для перевозки конницы, однако в описании хода Марафонской битвы у него нет ни слова о персидской коннице, которая была главной силой персидского войска и которую так боялись греки. На основании фразы “Конница ушла” из более позднего византийского источника — “Лексикона” Свиды — ряд ученых считает, что персы решили предпринять обходной маневр и отправили часть своей армии на кораблях непосредственно к Афинам. Всю ночь накануне сражения персы были заняты тем, что грузили лошадей на суда. Этот трудоемкий процесс, так и не был закончен к утру. Поэтому в момент решающего столкновения персидская конница оказалась изолированной на кораблях.

Вероятнее всего, персидская конница все-таки в сражении не участвовала, будучи занятой процессом погрузки на корабли. В любом другом случае, грекам удалось бы захватить большое количество лошадей.

Фронт греческого войска оказался неравномерным. Традиционно считается, что на флангах построение греков достигало глубины в 8 шеренг, а в центре всего 4. Часть ученых считает, что в такое построение греки приняли по замыслу Мильтиада, план которого сводился к победе на флангах и окружению противника. Однако следует отметить, что фланги греческого войска не были усилены (никто из исследователей даже не допускает глубины построения больше 8 рядов), а произошло всего лишь ослабление центра.

Скорее всего, эта форма построения с ослабленным центром возникла стихийно. Выходя к центру равнины, греки пытались не допустить нависания персидских флангов над своими. С этой целью, уже во время марша, происходит перемещение гоплитов от центра к флангам, результатом которого стало удлинение фронта за счет растягивания центра

Расстояние между противниками составило около 8 стадий (примерно 1,7 км). Согласно Геродоту, греки пошли на врага быстрым шагом, переходя на бег. Пробежать всю дистанцию и не разорвать при этом строй невозможно. Вероятнее всего греки перешли на бег на расстоянии 100 м до вражеского строя, когда попали в зону обстрела персидскими лучниками.

“Битва при Марафоне длилась долго. В центре боевой линии, где стояли сами персы и саки, одолевали варвары. Здесь победители прорвали ряды афинян и стали преследовать их прямо в глубь страны. Однако на обоих крыльях одерживали верх афиняне и платейцы. После победы афиняне не стали преследовать обратившихся в бегство врагов, но, соединив оба крыла сражались с врагами, прорвавшими центр. И здесь также победили афиняне Затем они начали преследовать и рубить бегущих персов, пока не достигли моря. Здесь они старались напасть на корабли и поджечь их”.

Именно на основании этого пассажа строятся все предположения о ходе битвы, которые сводятся, как правило, к двум вариантам развития событий. Согласно первому — персы прорывают ослабленный центр греческого строя и преследуют бегущих греков до холма Сорос, но при этом терпят поражение на флангах, после чего фланги греческого войска соединяются, разворачиваются и совместно разбивают центр персов. Согласно второму — одержавший победу персидский центр был окружен греческими победоносными флангами и уничтожен.

Недостатком первого варианта реконструкции хода сражения является то, что в случае боя с перевернутым фронтом персы, стоявшие в центре, были бы вынуждены бежать не к своему лагерю и кораблям, а вглубь Аттики. Во втором варианте сомнение вызывает слаженно проведенный маневр окружения. Ведь с началом боя греки фактически лишились командования — все их стратеги находились в первых рядах фаланги, принимая непосредственное участие в бою, и провести такой сложный тактический охват было фактически невозможно.

Скорее всего,не желая атаковать греков в узком месте Марафонской равнины, Датис решил предпринять обходной маневр и направить свои главные силы по морю на Афины. За ночь погрузить всю конницу на корабли не удалось, и утром о погрузке узнали греки. Мильтиад решил воспользоваться возможностью разгромить оставшиеся на берегу силы противника и отдал приказ об атаке. Увидев наступающую греческую фалангу, персы спешно построили в боевой порядок оставшиеся на берегу войска. Во время выдвижения к центральной части Марафонской равнины фронт греков удлинялся, что привело к ослаблению центра. После непродолжительного столкновения противников, персы добились успеха в центре. Возможно, этому способствовало как численное превосходство, так и вооружение персидских частей — находящиеся на вооружении у саков топоры позволяли им эффективно поражать защищенных панцирями греческих гоплитов. Греческие филы центра начали отступать, неся потери. Но разгром более слабых персидских флангов свел на нет удачное наступление центра — видя, что им грозит опасность окружения, персы и саки начали отступать вслед за остальными войсками. При этом вполне возможно, что отдельные греческие гоплиты атаковали персов с флангов и тыла.

Бегущие персы стремились укрыться на своих кораблях. Любопытно, что ни Геродот, ни Корнелий Непот не сообщают о бегстве персов в лагерь, а указывают сразу на корабли. Это косвенно подтверждает версию о том, что персы собирались отплывать, и значительная часть имущества уже была погружена на корабли.

Бой за корабли в описании Геродота напоминает “Илиаду” Гомера. Греки, так же как и троянцы, пытаются поджечь корабли, хотя самый близкий имевшийся в их распоряжении огонь, без сомнения, находился в греческом лагере за несколько километров от места боя. Именно здесь, судя по всему, греки понесли самые большие потери, пришедшиеся на правофланговую филу Аянтис. Во время боя у кораблей погибли стратеги Каллимах и Стесилай, а также ряд знатных афинян. Грекам удалось захватить семь персидских кораблей, а остальные отправились в сторону Афин.

Победившим грекам предстоял еще один марш — к стенам родного полиса, в надежде опередить персидский флот. Пока персы огибали мыс Суний, греки успели прибыть к Афинам, что лишало всякого смысла высадку персов под стенами города. Видя, что все его планы закончились неудачей, Датис отдал приказ об отплытии в Азию. Потери греков в сражении составили 192 человека (вероятно без рабов, которых похоронили в отдельной могиле), а персов — около 6400. Спартанская армия в количестве 2 тысяч гоплитов прибыла через два дня после битвы.

Итоги марафонского сражения

Подводя итоги, следует отметить, что в момент сражения персы, вопреки сложившейся традиции, не имели подавляющего превосходства над греками. Мало того, они даже не планировали навязать бой грекам в тот день, стремясь осуществить обходной маневр. Заслугой Мильтиада, на наш взгляд, является не ослабление центра боевого порядка, а именно правильно выбранный момент для атаки, когда конница, основная ударная сила персов не могла участвовать в сражении. Все это ни в коей мере не преуменьшает победу греков — они продемонстрировали превосходство греческой тактики и оружия над персидскими и показали, что Персидская империя не была непобедимой.

Originally published at https://istorium.net on November 1, 2019.

--

--