Битва при Каннах: тайны Ганнибала

Beobern
6 min readNov 6, 2019

--

Битва при Каннах — крупнейшее сражение Второй Пунической войны, произошедшее 2 августа 216 до н. э. около города Канны в Апулии на юго-востоке Италии. .

Разберем же основные мифы и причины победы Ганнибала.

Миф №1 : Основа победы и окружения римлян в битве при Каннах — построение войск Ганнибала со слабым центром

ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ УСПЕХА: Изучив тактику римлян, Ганнибал построил войска со слабым центром и обеспечил окружение противника сильными флангами.

СОМНЕНИЯ в ДОСТАТОЧНОСТИ ФАКТОВ ДЛЯ ВЕРСИИ:

  • Окружение не является причиной разгрома, т.к. не меняет соотношение численности и качества войск (Римляне упорно сражались пол-суток и при их численности и боеготовности, даже в окружении, должны были бы нанести сопоставимый, если не больший урон, т. е. не 6, а 50 тыс. чел).
  • Эшелонирование римского войска в глубину — это обычный их прием и залог силы фронтального напора.
  • Слабый центр объясняет только прогиб фаланги, не объясняя отсутствие фронтального прорыва в дальнейшие 10 час. битвы.
  • Удар противника во фланг или тыл — обычное дело для римлян, ибо подвижные римские когорты без проблем могли повернуть свой фронт и биться в любом направлении.

Незамеченные факторы успеха Ганнибала

Первый фактор успеха

  • Крылья серпа Ганнибала — это автономные от фаланги подвижные ударные колонны по принципу Эпаминонда. Построение их в едином строю — маскировка возможной мобильности фалангов -”чуда” для римлян. Простое выдвижение их вперёд обеспечивало быстрый охват римлян с флангов, лишение их главного преимущества — манёвра их подвижных легионов.
  • Выпуклость серпа, подобно выпуклости изобретённой римлянами арки увеличивало прочность фаланги по мере её сдавливания.
  • За тонкой фалангой серпа (всего 10 шеренг а, потом, и за тонким кольцом окружения свободно действовали многочисленные лёгкие войска: лучшие в мире балеарские пращники и нумидийские конные метатели дротиков. Скорее всего было множество и лучников из числа объединённых Ганнибалом африканских и галльских племён.НО САМОЕ ГЛАВНОЕу Ганнибала были 50–60 тыс. лучших в мире тяжёлых римских дротиков -пилумов, доставшихся ему после побед над римлянами в трёх битвах (у рек Тицина и Требия, и у Тразименского озера — 40 тыс.чел.). Пилум с метровым железным наконечником весом в 4 кг свободно пробивал все щиты того времени, включая самый совершенный полуцилиндрический римский щит — скутум, недоступный для стрел, обычных дротиков и коротких мечей. Это оружие было многократного использования, дорогое и трудоёмкое в изготовлении, добротной работы и, главное, самым эффективным метательным оружием ближнего боя. Пилум и скуттум были основным преимуществом римской армии. Они же были желанным, но очень редким трофеем любой армии. Именно эти пилумы и были до поры козырной картой Ганнибала при Каннах. Весь фокус был в том, что эти тяжёлые дротики нельзя было метать далее 10–15 м.

Карфагенская фаланга, в основной массе, состояла именно из 10 шеренг (римляне даже изначально были построены в 12 шеренг, хотя велиты не имели пилумов и метали лёгкие копья на 25–80 м -с ременной петлёй) Если Ганнибал использовал и 50–60 тыс римских трофейных щитов и вооружил ими задние шеренги фаланги, то лёгкие копья велитов не могли причинить серьёзного вреда задним рядам карфагенской фаланги, а передние были в боевом соприкосновении с противником и обстрелу не подвергались). Потери в бою уменьшили толщину этого живого щита и дали возможность восьми тысячам лёгковооружённых пехотинцев, стоявших за фалангой, в самый критический момент воспользоваться трофейными пилумами по 6–7 шт каждому (к примеру боекомплект римского велита до начала боя состоял всего из 6 лёгких дротиков.) и атаковать римлян по всему скученному фронту. Пилум на 60–80% должен пробивать даже римские щиты. Если даже пилум не поражал противника, всё равно щит приходилось бросать, т.к. вонзившийся в него длинный железный наконечник нельзя было перерубить мечом. Оставшиеся без щитов легионеры были легкой целью для прочего многочисленного метательного оружия Ганнибала. Скученность римлян обеспечили неподвижную цель, где и “яблоку упасть негде”.

Ганнибал держал пилумы в своём личном резерве. Перед боем, повозки с камнями и дротиками всегда выставлялись позади фаланги за легкой пехотой. Повозки с пилумами не вызвали внимания ни у современников, ни у историков. Не вызвали опасений у римских шпионов и осведомителей. Это была козырь Ганнибала. И он сумел скрыть свой план и от соратников, и от историков. И он претворился блестяще!

Неожиданный массированный обстрел неотразимыми пилумами фронта римлян в центре позволил остановить этим неизбежный прорыв истонченного и выгнутого в обратную сторону серпа фаланги.

Трофейные пилумы карфагенян косили плотные толпы римлян. В то время как римляне не могли применить свои пилумы. И в этом -одна из главных причин победы при Каннах.

ВТОРОЙ ФАКТОР УСПЕХА

Вторым фактором успеха Ганнибала при Каннах — это создание им и маскировка до времени автономных и мобильных фланговых колонн тяжелой пехоты, способной нанести молниеносный фланговый удар. Четкое разделение частей фаланги по национальному признаку обеспечило естественную автономность флангов. Присоединение к флангам изнутри других частей обеспечило добавочную устойчивость крыльев фаланги помимо их лучшего вооружения.

ТРЕТИЙ ФАКТОР

Третим фактором было господство карфагенской конницы на флангах битвы при каннах. В сочетании с серповидным построением фаланги это обеспечило Ганнибалу недосягаемость его флангов для фланговых маршей римлян. Ибо решится на глубокий фланговый марш с неизбежным отрывом от основных частей в условиях абсолютного господства конницы врага — было безумием. Это диктовало римлянам один путь — прорыв в центре. Но это вело к еще большей скученности войск, к ликвидации промежутков, необходимых для действий легкой пехоты и ее метательного оружия.

Миф №2 : Преимущество в численности(и качестве) кавалерии

ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ УСПЕХА: Преимущество в численности кавалерии у Ганнибала.

Недостатки данной версии:

  • 10 тыс. конницы — это всё, что было у Ганнибала и в битве при Каннах, но там им приписывается основная победа.
  • Имея такое преимущество в коннице Ганнибал не организовал преследование римлян.
  • Римляне никогда не покидали поле боя без приказа под страхом смерти. Но тут 10 тыс. отборных легионеров разбив весь центр Ганнибала просто ушли, оставив в котле 23 тыс. дерущихся собратьев из-за конницы в своём тылу?
  • Почему более слабый центр фаланги при Каннах из легковооружённых союзных войск выдержала напор более плотных масс легионеров, а здесь у “канских героев” — тяжеловооруженных ливян прорвалась?

Не очевидные факторы победы:

Дело не столько в численности, сколько в качестве кавалерии и полководческом таланте Ганнибала.

  • Длинные мечи тяжелой иберийской конницы больше подходили для боя с конным и, особенно, с пешим противником, чем короткие мечи римской кавалерии.
  • Тяжёлые пилумы римских легионеров были бессильны, как метательное оружие перед подвижностью конницы, (но зато незаменимы как не перерубаемые длинными мечами пики. Из средства, способствующего наступательным действиям (тяжёлые пилумы бросались только на 10–15 м и не оставляли легионерам с их короткими мечами другого выбора, как только решительная атака) пилумы превратились в средство обороны, лишившее римлян их главного преимущество — решит. наступления.
  • Подвижность и эффективность карфагенской конницы сковало римлян, лишив наступательного преимущества их оружия, привычной тактики и эшелонированного построения.
  • Но самое главное в том, что построение выпуклым серпом (эшелонирование флангов) не позволяло малыми силами(в обычном порядке) атаковать фланги из-за их протяжённости и большой отдалённости от линии боевого соприкосновения, что означало неизбежность разрыва взаимодействия атакующей фланговой группировки и основных сил. Это сводилак минимуму вероятность(как минимум — успешного) флангового удара римлян и давало возможность Ганнибалу снять конницу с одного флага и всю её сосредоточить на другом фланге в ударный кулак из 8 тыс. всадников, способный успешно действовать в отрыве от основных сил и смять по очереди разобщённую (малочисленную и слабо вооружённую) римскую кавалерию.

Ганнибал же строил войска под прикрытием лёгкой пехоты, т.е. уже после построения римлян. Помня блестящую хитрость своего отца Гамилькара Барки в битве с мятежным Ганноном, Ганнибал, скорее всего скрытно, за ширмой лёгкой пехоты и манёвра с выдвижением центра вперёд — переместил главную часть кавалерии на противоположный фланг, оставив для римлян, подобно монголам имитацию главной массы кавалерии.

Originally published at https://istorium.net on November 6, 2019.

--

--